+ 7 914 364-35-55
Эл. почта: info@zabpitomnik.ru
г. Чита, ул. 4-я Коммунальная 12а. Ежедневно с 9:00 до 20:00
Экологический аудит в Чите, Забайкальском крае

 

 

Экологический аудит

Экологический аудит

 

Экологическая экспертиза или экологический аудит?

Для того чтобы выявить отличия в понятиях экологического мониторинга, экологической экспертизы и экологического аудита следует сперва разобраться в том, что это такое.

Основные отличия

Экологический мониторинг — это совокупность мероприятий по наблюдению, прогнозированию и оценке состояния окружающей среды, проводимых с целью выявления антропогенной и естественной составляющих в его изменениях.

В систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

  • наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
  • оценку фактического состояния среды;
  • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (закон "Об экологической экспертизе").

Экологический аудит — систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса ( ГОСТ Р ИСО 14050 )

Экологический аудит — предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения (Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии РФ).

Принципиальное отличие экологического аудита состоит в этапе его осуществления. Он проводится для уже реально существующих и функционирующих объектов.

Экологический аудит нацелен на определение любых существующих или потенциальных проблем, с которыми может столкнуться владелец (нынешний или потенциальный) или инвестор в операциях по своим проектам с точки зрения соответствия экологическим требованиям.

Результатом проведения экологического аудита является в первую очередь экономия финансовых средств за счет более рационального ведения природопользования и соблюдения предписаний экологических требований.

В целом можно говорить, что экологический аудит направлен на выявление и определение:

  • экологического состояния недвижимости,
  • степени экологической деградации объекта,
  • участков загрязнений на данной территории и в результате осуществления данной деятельности,
  • типов оборудования и механизмов контроля и борьбы с загрязнением,
  • проблем со здоровьем и нарушений рабочей безопасности служащих объекта,
  • соответствия деятельности нормативным требованиям,
  • действующих правовых норм, регулирующих деятельность объекта,
  • потребности в дополнительной информации для нормализации деятельности объекта с точки зрения требований экологического законодательства.

 

 

Независимая экологическая экспертиза

Согласно нормам, независимая экологическая экспертиза в Москве предусматривает установление соответствие имеющейся документации экологическим нормам и требованиям, установленными природоохранным законодательством.

Главной целью таких работ является снижение или полное предотвращение негативного влияния различной хозяйственной деятельности человека на природу. На сегодня существует несколько видов экологической экспертизы:

  1. Государственная– обязательна для всех стройобъектов, выполняется экспертной комиссией в установленном законом порядке.
  2. Общественная– выполняется по инициативе населения или органов местного самоуправления.
  3. Ведомственная – доказывает экобезопасность проекта, который интересует определенное ведомство.
  4. Научная– проверяет конкретные научные факты.
  5. Коммерческая– добровольная экспертиза, которая производится для установки безопасности определенного объекта для экологии и населения.

 

Независимая экологическая экспертиза – это негосударственный объективный анализ, направленный на оценку деятельности предприятия и его экологической политики на соответствие законодательству в области охраны окружающей среды. Ее результатом является обоснованное комплексное заключение. Независимая экспертиза может проводиться как по всем аспектам экологической деятельности предприятия в полном объеме, так и частично по заданной проблеме (независимый объектный экоаудит).

Инициатором экспертизы может быть как само предприятие – внутренняя независимая экологическая экспертиза, так и его партнеры, покупатель продукции, общественные организации, органы надзора – внешняя независимая экологическая экспертиза.

Зачем нужна независимая экологическая экспертиза

Независимая экологическая экспертиза не носит надзорного характера и является определенным этапом в деятельности предприятия. Она помогает принять решение о дальнейшем развитии, а также позволяет:

  • избежать сверхнормативных экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) и штрафных санкций;
  • снизить затраты на водоснабжение, электроэнергию, обращение с отходами;
  • выявить резервы для перевода отходов во вторичное сырье;
  • снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
  • увеличить лояльность потребителей за счет производства продукции, отвечающей всем экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
  • выйти на международный рынок и укрепить позиции компании среди зарубежных партнеров;
  • определить соответствие деятельности предприятия требованиям экологического законодательства перед внедрением системы экологического менеджмента;
  • сертифицировать систему экологического менеджмента предприятия на соответствие стандарту ISO 14001;
  • провести оценочный аудит существующей системы экологического менеджмента предприятия;
  • исследовать возможности использования, освоения, охраны и воспроизводства природных ресурсов при разработке залежей полезных ископаемых, прокладке магистралей и трубопроводов;
  • подготовить эколого-экономическое обоснование деятельности;
  • оценить эффективность природоохранных мероприятий при подготовке заявок на финансирование из экологических фондов;
  • сформировать благоприятный экологический имидж предприятия.

Исходя из практики, можно отметить, что среди предприятий наиболее востребованы следующие направления независимой экологической экспертизы:

  1. Экспертиза платы за НВОС (поиск резерва для ее снижения).
    2.   Перевод железосодержащих отходов во вторичное сырье для рецикла железа (организация поставки сырья за рубеж для переработки).
    3.   Экспертиза хозяйственной деятельности предприятия в области охраны атмосферного воздуха (получение рекомендаций по оптимизации мониторинга).
    4.   Экспертиза в области обращения с опасными отходами (разработка мероприятий по вторичному использованию отходов).
    5.   Экспертиза соблюдения хозяйственным субъектом лицензионных требований и условий.
    6.   Комплексный экологический аудит хозяйственной деятельности на соответствие требованиям природоохранного законодательства при подготовке к системе экологического менеджмента.

Когда проводят независимую экологическую экспертизу

Независимая экологическая экспертиза – это не обязательная процедура, но она обладает высокой функциональностью и дает предприятию возможность эффективно управлять экологической безопасностью. Чтобы представить место экологической экспертизы в деятельности промышленного предприятия, рассмотрим схему организации производства от начала до освоения проектной мощности.

Кто проводит независимую экологическую экспертизу

Услуги по проведению независимой экологической экспертизы оказывают различные коммерческие организации. Заключение экспертизы может сыграть важную роль в решении спорных вопросов, например, при проверке промышленного предприятия надзорными органами. Поэтому эксперты, проводящие процедуру, должны обладать не только общими навыками экоаудита, но и знать специфику работы предприятия в конкретной области1. Например, если объектом экспертизы является проект строительства атомной электростанции, в экспертной комиссии должны быть специалисты по атомной энергетике, радиоэкологии, иногда – геологи и гидрогеологи. Экспертов узкой специализации, как правило, привлекают со стороны. В штате самой организации, которая занимается независимой экспертизой, должны быть опытные специалисты по промышленной экологии, желательно аккредитованные по международному стандарту ИСО 14001.

Кроме того, эксперты должны быть независимыми и объективными: не иметь экономических связей с заказчиком экспертизы. Любая личная заинтересованность эксперта в реализации проекта поставит заключение экспертизы под сомнение.

 

Помимо оформления заключения независимой экологической экспертизы, многие организации оказывают также сопутствующие услуги:

  • разрабатывают рекомендации по рациональному природопользованию;
  • оптимизируют мониторинг по охране окружающей среды и экологической безопасности;
  • консультируют по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам природопользования, оценке и управлению экологическими рисками, платежам НВОС. 

Особенности независимой экологической экспертизы

В качестве примера независимой экологической экспертизы приведем выдержку из объектного экоаудита, который проводился по заявке предприятия и его международного контрагента. Заказчик экспертизы обозначил следующую проблему: установление соответствия отхода коду ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) и его принадлежности к вторичным черным металлам по ГОСТ 2787-75.

В ходе экспертизы были проделаны следующие работы:

  • полное исследование компонентного состава усредненной пробы отхода в аккредитованной аналитической лаборатории;
  • токсикологическое биотестирование отхода на трех биотестах в аккредитованном аналитическом центре;
  • аудит протокола химического анализа в сравнении с нормативными базовыми документами;
  • расчет класса опасности отхода по протоколу его химического анализа.
Стоимость незавивимой экспертиты: от 15 000р.

Сроки: от 7 дней

 

Экологический аудит проводится для того, чтобы установить способность конкретного производства к самоочищению, снижению воздействия на окружающую среду и население, а также чтобы помочь предприятиям определить способность производить экологически чистую продукцию и рассчитать инвестиционную привлекательность производства и территории.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:
  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации
К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.
Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений — и при сотрудничестве — с органами власти.
Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Цели экологического аудита
Экоаудит позволяет осуществить:
  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.
Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.
На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.
В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:
  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Начат процесс присвоения категории объектам НВОС. На время переходного периода действуют старые требования в области экологического контроля и надзора. Предприятия получают нормативы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов.
 
Виды экологического аудита
Различают обязательный и инициативный аудит.
Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.
Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.
Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.
Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.
Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.
Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.
 
Принципы проведения экологического аудита
Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите

Контролирующий закон

Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения

Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ

Использование водных ресурсов

Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ

Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности

Земельный кодекс Российской Федерации  от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ

Деятельность по обращению с отходами

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ

Использования недр

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1

Строительная деятельность

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ


Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Проведение экологического аудита на предприятии
Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту
Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.
Выбирают объекты аудита, определяют его критерии, разрабатывают Программу экологического аудита (если предстоит глубокий аудит сложного объекта) либо План аудита (охватывает более узкий перечень вопросов).
Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

Заключение об экологическом аудите
Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.
В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.
Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.
Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181
 
Заключительное совещание
После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите.
Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту
После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.
Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Экологический аудит и консалтинг на предприятии сегодня является очень актуальной и востребованной услугой, особенно при работе с иностранными заказчиками и инвесторами, которые уделяют большое внимание вопросам экологии и решению проблем загрязнения окружающей среды. На российском рынке интерес к аудиту в сфере экологии также растет, и с каждым днем становится все более востребованным, особенно в свете вступления России в ВТО.

Стоимость экологического аудита относительно мала, по сравнению с той огромной пользой, которую он приносит организациям-природопользователям.

Цена расширенного экологического аудита, с заполненным итоговым отчетом на официальном бланке - от 15 000 р.

Также наш эколог имеет возможность посетить предприятие и предоставить устные рекомендации по устранению недостатков – стоимость такого выезда будет составлять от 6 500 р.
 

Закажите расчёт стоимости!

Мы оценим стоимость работ и ответим вам в кротчайшие сроки!